16+
текст

Объем 271 страница

1968 год

16+

Система вещей

текст
4,1
153 оценки
299 ₽
Подарите скидку 10%
Посоветуйте эту книгу и получите 29,91 ₽ с покупки её другом.

О книге

Жан Бодрийяр – французский философ-постмодернист и одна из крупнейших фигур гуманитарной науки второй половины XX века. Ему принадлежат такие концепции, как «гиперреальность», «симулякр» и «абсолютное событие», которые прочно закрепились в актуальной философии и теории современности.«Система вещей» – это одна из первых работ Жана Бод-рийяра, в которой он разворачивает мощную критику общества потребления, намечая всю дальнейшую проблематику своей философии. Он выявляет характерные черты такого общества и акцентирует внимание на том влиянии, при котором пассивное изобилие превращается в активный элемент общественного сознания и человеческих взаимоотношений.В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Phashe

Раньше мир был прост и жить было легко: нужно пахать поле – бери плуг и иди пахать. Хочешь кушать? Бери лук в руки и гоняйся по лесу за косулями или иди воруй мёд у диких пчёл, коли лука нет, а ты медведь, например. Ну или возьми копьё с кладовки и иди уже наконец убивать мамонта, будь мужиком, например! Теперь мир стал гораздо сложнее. Надо сесть в своё крутое транспортное средство, заправленное бензином с высоким октановым числом, и ехать на работу (а некоторым не надо ехать, ибо работают дома – представляете, какой это ад, когда работа и дом это одно и то же), чтобы заработать немного денег, на которые можно будет купить столь нужную в наше время мультиварку, которая станет на место кухонного комбайна (который был столь нужен совсем недавно и встал на место скороварки) - кухня-то не резиновая! - и в неё (по рецепту из книги рецептов для мультиварки) надо засыпать экологически чистую гречку из магазина с другого конца города, немного нежирного молока и чистой воды с бутылки «Эвиан», потому что из-под крана идёт плохая последнее время почему-то, а скушать в итоге надо будет всего двести семьдесят грамм (отмерить на кухонных весах), как тебе посоветовал твой личный тренер, чтобы не было целлюлита на ляжках и складок на спине, ибо жирная спина смотрится совсем не комильфо в футболке слим-фит из последней коллекции крутого бренда-магазина в котором ты одеваешься, потому что.... трудно жить стало, очень трудно. Настолько, что иногда просто очень хочется взять копьё и пойти убить мамонта.

Дальше много текста о том, как надо охотиться на мамонтов...

В мире появляется всё больше штук (и всё меньше мамонтов, кстати), которые отвечают всё большему количеству возникающих потребностей. Потребности возникают иногда вслед за штуками (вот изобрели айфон штуку, а потом сказали зачем она нужна… стоп, это кажется до сих пор не сказали же?) «Ага, что это за штуку мы изобрели? Кхм, её, пожалуй, можно приспособить вот для чего… или стоп, лучше выпустить это на рынок и сказать, что это - нужно, а там уже пользователи на форумах в интернетах сами разберутся зачем им это, заодно и мы узнаем, а то чего головы ломать». Так это всё и движется. А потом эту штуку расчленяют на разные комплектации, дают выбрать цвет, форму, запах, материал, потом добавляют ещё одну функцию, которая теперь безумна вдруг нужна всем и особенно тебе, и поэтому старую версию штуки надо выкинуть и срочно купить новую, а потом… Господи, как сложно жить, как же иногда просто хочется взять копьё и пойти убивать мамонта, правда?

Процесс простой – мы ассоциируем свои потребности не с их реальной необходимостью, а скорее уже с образами в нашей голове, которые возникают под действием других штук и всякой общей ауры, созданной штуками и другими образами. Предложение выделяться из толпы тем, что ты купишь себе штуку, которая сделает тебя (и ещё миллион леммингов) уникальным, при этом нет никакого противоречия и парадокса: ты покупаешь классную штуку, ты классный, в отличии от другой серой массы у которой этой штуки нет – чем не уникальность?

Штуки имеют функции. Функций без штуки уже пожалуй не осталось. Есть штука для одной функции, есть штука для множества функций, есть множество штук для одной функции (зайдите в секс-шоп и посмотрите ассортимент вибраторов, если вы мне не верите). Есть штуки серийные, есть штуки уникальные – модели, но это о-о-о-о! Вообще, мир переполнен всякими штуками, которые помимо своей функции имеют знаковую функцию, символическую. В итоге мы начинаем не столько мериться штуками, размер которых давно никому не интересен и не важен, ибо он не имеет смысла (да и жилплощадь не столь велика), а функции эти штуки выполняют относительно одинаково хорошо, а мы лишь меримся симулякрами штук. Такой вот символический обмен знаками: он тебя послал в жёпь, а ты его нахрен – оба разошлись, причём ни один не пошёл по указанному направлению, но вроде бы как каждый остался доволен совершённым вербальным актом и свершающимся устранением с горизонта оппонента, в результате чего ЧСВ подросло и подпухло, хотя по сути ничего не изменилось и ничего не произошло. Основной принцип существования понтов и процесса их сравнения, сиречь — пложение симулякров.

…так вот. Штук много и будет ещё больше, но дело тут даже не в штуках, а в знаках штук. Реальное потребление штуки сводится к потреблению её знака. Мы будем потреблять и потреблять знаки. Вот при Сталине такого не было! - сказала бы чья-нибудь бабушка и… была бы права. Времена меняются, а с ними меняются и принципы потребления: раньше человек потреблял вещи по потребностям – он приобретал их, теперь же потребление происходит на другом уровне, оторванном от функции (потеря референции-таки проглядывается). Так вот, чего сказать-то хотел… потребление – процесс не реальный. Нет, не это хотел сказать. Потребление – процесс возведённый в степень идеализма, а это значит, что теперь он стал бесконечным, в нём нет цели, предела, он не насытится никогда, ибо процесс возведённый в идею – это вечный двигатель.

Кстати, раз уж заговорили о двигателях, то – реклама же! Матушка наша реклама. В день, когда появилась реклама, Сатана ушёл на пенсию. Сатана – лжец, что неимоверно элементарно и просто. Ну какой труд обмануть человека, живущего от силы сотню лет, когда сам старше древнейших ископаемых? Элементарно же! Ну вот. А реклама – она не врёт. Реклама говорит… нет, не правду. Она говорит, сообщает простые вещи, с которыми нельзя и не нужно спорить (ну, если вы конечно не Светлаков); она создаёт образ, к которому примыкают другие. Реклама не говорит, чтобы вы покупали, хотя, даже если она настаивает на этом – это никак не влияет на покупку штуки. Стэндинг, да-с! Вот так слово, реклама создаёт этот стэндинг (хотя мне больше улыбается слово самопозиционирование или имидж, раз на то пошло). Хочешь ты или нет, но если ты успешный деловой дядька в крутом костюме, то ты должен ездить на крутой тачке произведённой баварцами, потому что другие крутые дядьки ездят на таких тачках, и если ты не ездишь на такой же, то другие дядьки тебя крутым не считают (в рамках стэндинга, да-с) и ты автоматом выпадаешь с понятия «крутой дядька» или не выпадаешь, потому что ты им и не был.

Вот такое вот современное общество. Штуки создают универсальный язык, который мы читаем и что-то понимаем, или якобы понимаем, или что-то понимаем, но явно не всё, но нам этого хватает, а если и не хватает, то никто не парится и ограничивается тем, что есть. Ты примыкаешь к штукам и по штукам тебя судят. Если у тебя нет штук – тебя не смогут осудить, да? Ну, пожалуй, в некоторой степени да. Ведь штуки – это прозрачный верхний слой. Он относительно прозрачный, до определённой глубины, а там сами знаете, что в тихом омуте – хоть и видно достаточно глубоко – черти водятся (там, до куда не видно). И, кстати, отсутствие штук – тоже штука, так-то!

И вот хотим мы штуки, покупаем, или даже – потребляем. Потребляем штуки и всё, знаете, как с едой на празднике – насытиться не можем. Вроде бы хотел штуку, купил, а она уже как-то так, что и не хочешь; купил штуку, в руках вертишь, а радость не от функции получаешь, для которой штука казалось бы нужна была, а от исключительно мыслишки подлой такой, что штуку ты таки поимел. В итоге грустишь, печалишься, мороженку кушаешь перед сном и щёки просаливаешь, а тут – бабах! – новая штука, которую хочешь. И всё по новой, и так пока не v nebo po trube.

Вообще, на самом деле, книга не об этом и я всё это сам придумал. Там Б. рассуждает о штуках, их цветах, размерах, ценах, необходимости и восприятии этих штук нами; рассуждают на тему того, чем же эти штуки являются на самом деле и какое место они занимают в системе и как стоят по отношению к нам и как мы стоим по отношению к ним. Он рассказывает о тюнингованных тачках, зеркалах, часах, мебели новой и старой, о завершённости и незавершённости серий-коллекций, моделях и пластиковых стульчиках, о том, как вещи меняют свои функции и свой социальный статус как вещи, как они образовывают систему знаков, которая отрывается от самих штук и которой мы уже оперируем. Как обычно он пускается в рассуждения о самых неожиданных вещах, неожиданных прежде всего потому, что они либо у нас на виду и мы их не замечаем (а если и замечаем, то не углубляемся в суть), либо о вещах, которых у нас нет и не будет. Ещё он говорит как штуки меняют своё место в нашем сознании, как наше сознание меняется по отношению к штукам и вообще рассматривает разные процессы, связанные с развитием штук и наше отношение к ним. Вот, например, того же мамонта раньше убивали копьями, а сейчас мамонтов не убивают, потому что ни мамонтов, ни копий нет, а если бы и были, то…

С. П. и совсем немного А. П.

G-L

Невероятная книга о современном человеке и том мире, который он для себя создает. Настолько невероятная, что даже не хочется писать ничего лишнего: каждый, кто сможет увидеть мир глазами Бодрийяра, найдет что-то своё, сделает свои собственные открытия. И это будут не только открытия, позволяющие понять феномен потребления, но и открытие самого себя. Больше всего понравились вторая и четвертая части ("Нефункциональная система, или дискурс субъекта" и "Социоидеологическая система вещей и потребления"), но лишь потому, что темы, в них поднимаемые, показались лично мне наиболее интересными. И, что удивительно, лишь отдельные наблюдения автора показались утратившими свою актуальность, несмотря на то, что книга вышла в свет еще в 1968 году. Единственным минусом для меня оказался язык: тягучий и убаюкивающий, затягивающий как трясина. В результате, несмотря на то, что язык был несложным в сравнении с языком многих других философских текстов, читать быстро не получалось, после нескольких прочитанных страниц непреодолимо тянуло в сон.

Nikivar

Если и бывают книги, которые могут изменить мировоззрение, то эта - одна из них. Причем именно потому, что на темы, поднятые здесь, размышлялось уже давно. И потому, что разрозненные мысли, тени мыслей тут оказались в системе, обладающей четкой структурой и причинно-следственными связями. Чем были вещи в мире людей и чем они стали. Как изменились условия их приобретения и использования. Обычная покупка, покупка бренда, покупка в кредит, разнообразные коллекции... Очень много психологических, социальных и философских обобщений и выводов, на мой взгляд, бесспорно обоснованных. Книга разделена на три части: - Функциональная система, или дискурс объекта; - Нефункциональная система, или дискурс субъекта; - Мета- и дисфункциональная система: гаджеты и роботы. Для меня наиболее интересной оказалась последняя - коннотации вещей, их значения не как функциональных объектов или объектов персональной "коллекции", а как предметов, входящих в социальную среду, имеющих свое устойчивое место в системе потребления (здесь же, в частности, подробно рассмотрены механизмы рекламы). Наиболее же поразило меня, заставшую еще краешек Советского союза и постсоветского периода пустых прилавков, меня, почти советского человека, привыкшего к тому, что счастливое состояние - это состояние выбора из нескольких сортов сыра, следующее рассуждение о возможности выбора:

Поскольку покупателю предлагается широкий набор возможностей, то человек не просто покупает нечто необходимое, но личностно вовлекается в нечто трансцендентное вещи. У нас, собственно, больше нет возможности не делать выбора, покупать вещь просто ради ее применения – сегодня больше нет вещей, которые предлагались бы покупателю на таком «нулевом уровне». Наша свобода выбора заставляет нас волей-неволей вступать в систему культуры. Таким образом, выбор лишь кажущийся: мы переживаем его как свободу, но гораздо меньше ощущаем, что он нам навязывается, а через его посредство и целое общество навязывает нам свою власть. Выбирая ту, а не другую автомашину, вы, быть может, и утверждаете свою личность, но главное – самим фактом своего выбора вы связываете свою судьбу с экономическим строем в целом.

Выводы. Книга практически гениальна, и это не зависит от того, нравится ли она отдельному читателю. Она сама стала достоянием культуры, не зря уже на ее основе пишутся исследования и выводы автора используются как аргументы в других работах. Написанная 15 лет назад, книга абсолютно не устарела. Хотя, возможно, Россия, в плане развития системы вещей, несколько отстает от Европы и сейчас мы находимся как раз на том этапе, когда все дискуссии о поставленных проблемах уже актуальны и все еще свежи. Несмотря на необычайную емкость, книга читается довольно легко, а специальных терминов не так уж и много. По завершении чтения книга оказалась испещрена закладками и пометками - огромное количество афоризмов, мудрых замечаний и тем для дальнейших размышлений.

Читать всем размышляющем о житье-бытье и не ограничивающимся исключительно художественной литературой.

trinya

Хорошая книга, про общество потребления и куда катится мир вообще. Кое-где у Бодрийяра перебор с обобщениями, но в целом очень неплохо, легко читается, модных непонятных терминов не так уж и много для "философской" книги.

Оставьте отзыв

Войдите, чтобы оценить книгу и оставить отзыв

Описание книги

Жан Бодрийяр – французский философ-постмодернист и одна из крупнейших фигур гуманитарной науки второй половины XX века. Ему принадлежат такие концепции, как «гиперреальность», «симулякр» и «абсолютное событие», которые прочно закрепились в актуальной философии и теории современности.

«Система вещей» – это одна из первых работ Жана Бод-рийяра, в которой он разворачивает мощную критику общества потребления, намечая всю дальнейшую проблематику своей философии. Он выявляет характерные черты такого общества и акцентирует внимание на том влиянии, при котором пассивное изобилие превращается в активный элемент общественного сознания и человеческих взаимоотношений.


В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Книга Жана Бодрийяра «Система вещей» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на Литрес:
31 августа 2022
Дата перевода:
2020
Последнее обновление:
1968
Объем:
271 стр. 2 иллюстрации
ISBN:
978-5-386-13694-9
Переводчик:
Правообладатель:
РИПОЛ Классик
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip