Объем 422 страницы

2015 год

Моя доисторическая семья. Генетический детектив

4,3
61 оценка
Посоветуйте эту книгу и получите 27,91 ₽ с покупки её другом.

Много ли вы знаете о своем прапрадедушке? А о родственниках из палеолита? С помощью генетических тестов и археологических данных шведская журналистка Карин Бойс проследила свою генеалогию на протяжении 54000 лет и узнала много удивительных фактов о далеких предках и себе самой. Например, как открытие Америки повлияло на ДНК многих исландцев, почему популярная палеодиета основывается на заблуждениях и какие распространенные представления об «арийцах» не соответствуют действительности. «Моя доисторическая семья» – научно выверенный и вместе с тем личный взгляд на нашу большую человеческую семью и ее историю.
Desert_Rose

Карин Бойс – писательница, научный журналист, почётный доктор Стокгольмского университета, почти 20 лет являлась главой научного отдела шведской газеты Dagens Nyheter.

Эта книга – результат генетических тестов, которые автор сделала из любопытства, и последующих поездок в места археологических находок, посещений музеев по всей Европе, изучения научных статей и непосредственного общения со специалистами, и это действительно настоящий генетический детектив. Объединяя личное с глобальным, автор в контексте собственной истории – ниточек митохондриальных мутаций, тянущихся из глубины веков, – прослеживает миграционные пути первых европейцев.

Население Европы в целом образовано тремя мощными миграционными волнами. Первыми появились охотники ледникового периода. Больше 8000 лет назад к ним присоединились земледельцы Ближнего Востока. А потом, около 4800 лет назад, из восточных степей пришла волна скотоводов.

40 000 лет назад во времена ледникового периода некоторые охотничьи племена покинули Африку и стали расселяться по Европе. Среди них была и Урсула (митохондриальная группа U), считающаяся общей прародительницей современных европейцев. На основе археологических данных Бойс описывает охотничью жизнь этих племён, приручение собаки, шитьё тёплой одежды и наскальную живопись. Упоминает и о взаимодействии людей современного типа с неандертальцами, уже жившими в этих местах сотни тысяч лет.

Климат резко теплеет, охотникам и собирателям приходится приспосабливаться к изменившимся условиям. На Ближнем Востоке, на территориях современных Сирии и Турции, возникают первые земледельческие общины. Постепенно крестьяне начинают осваивать новые земли и добираются до Кипра, который почти на два тысячелетия становится их западным форпостом. Они обжигают глину, разводят скот, держат кошек для защиты зерна от мышей. Около 9 000 лет назад с грузом домашних животных и семян переселенцы плывут дальше, на запад: через Грецию и Балканы земледелие приходит в материковую Европу.

Оно кардинально меняет жизнь людей: появляется частная собственность, постоянные поселения, классовое расслоение. Возникает старчевская культура – культура первых земледельцев. Около 4 800 лет назад эту культуру сменяет шнуровая, и связана она с масштабной миграцией народов из восточных степей. С территории современной России со скотоводами ямной культуры в Европу начинают проникать индоевропейские языки.

Анализ ДНК - это потрясающий инструмент для изучения древних переселений народов и истории развития человечества, но не стоит забывать, что не только гены формируют нас. И, как показывает история, значение генетики одинаково не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать.

Наследственность и среда вместе формируют нашу личность и наше здоровье. Они работают в связке.
DALopa

Автор данной книги - журналист. Она заинтересовалась историей своей семьи, но пошла дальше, чем исследование родословной в архивных записях. Она окунулась в тему генетики, вернулась к истокам, ещё когда наши предки не вышли из Африки. Рассказывая о том, как менялся и выживал человеческий вид, она двигается с самого начала и заканчивая сегодняшним днём, подробнейшим образом рассказывая читателю любопытнейшие факты.

Вот что пишет сама Карин Бойс о своём труде:

Эта книга - попытка связать воедино несколько нитей: новейшие открытия специалистов-исследователей ранней истории Европы и историю моей собственной семьи. Чтобы провести собственное расследование, я побывала в десяти странах, прочитала сотни две научных трудов и взяла интервью у семидесяти учёных... Только в проверке фактов участвовало тридцать три человека.

Автор и правда потрудилась на славу. Книгу она писала два года и получилось нечто совершенно изумительное, подробное, удивляющее.

Структура книги вот какова. Тут 3 части. "Охотники", "землевладельцы", "индоевропейцы". Каждая из них начинается с описания родословной писательницы, которые принадлежали соответствующей группе.

Аника родила Марту, которая родила Карин. Карин родила Аннику, и дочь Анники тоже звали Карин. У Карин родилась дочь Кайса, и Кайса родила Каролину. Карлина родила Берту, которая родила Аниту. Анита родила Карин.

В конце книги есть указания, какими источниками пользовалась автор для написания той или иной главы.

Замечу, что 1-ая часть... перед ней буквально на одну страничку автор написала в художественном стиле то, как её предок могла предположительно родить ребёнка от неандертальца, сама будучи праматерью современных европейцев. Но это есть лишь в одном месте и потому мне неясна причина, по которой автор прибегла к подобному стилю. Мне кажется это излишним. Другое дело, если бы подобный приём имел регулярный характер, но данный случай единичен.

Встречаются и другие недочёты. Например, мне хотелось бы видеть больше точностей. Карин очень любит не называть конкретные даты. Предпочитает говорить "54 000 лет назад..." или "Объёкт X старше объекта Y на 1500 лет". Приходилось искать в Сети информацию века/тысячелетия основания. Сюда же относится и название мест. Она пишет название пещеры, но может умолчать о том, в какой стране находится.

Так же не могу не заметить, что мне очень не хватало иллюстраций. Хотя бы чёрно-белых. Хотя бы слабого качества. Помните Гастона из диснеевского мультфильма "Красавица и чудовище"? Увидев Белль с книгой, он воскликнул:

Как ты можешь это читать? Тут же совсем нет картинок!

Обычно по жизни я совсем не Гастон. Но я бы хотела видеть изображения флейт, статуэток, узоров, наскальных рисунков, в конце концов, карт, о которых тут рассказывается. Приходилось снова лезть в Интернет и перерисовывать в читательский дневник оттуда.

Ещё одно слабое место - слабая аргументация. Когда автор рассказывает о расхождениях во мнении разных учёных, то не аргументирует свою позицию.

Так же автор судит с точки зрения современного человека, что не кажется мне верным подходом. Например, на странице 85 рассуждает:

"У какого человека поднимется рука убить щенка - игривого доверчивого детёныша? Такой волчонок получал право сидеть у костра вместе с людьми".

И дальше поясняет, что дети получают неземное удовольствие, играя с волчатами. Мол, вот так, видимо, произошло приручение собаки.

Но, как мне кажется, этот щенок - будущий хищник и того же ребёнка через пару лет может убить. Каким бы не был милым, взрослые вряд ли допустили бы его. Да и дети очень рано тогда взрослели. И откуда бы взялся волчонок без матери и стаи?

Карин Бойс перед этим высказывала неодобрение, когда о древних судят с позиции современного общества, но сама делает тоже самое.

Не могу не подметить, что писательница путает слова "метеорит" и "комета". Метеорит - результат столкновения небесного тела с земной поверхностью. Комета же находится в движении. Да и состав у них разный. В "Великую зиму", о которой пишет К. Бойс, она пишет, что упала комета. Комета априори упасть не может. К тому же, тогда упал на землю именно метеорит. Есть и другие промахи по мелочи, которым не стану уделять подробное внимание.

Но ещё на один момент я попросту не могу не обратить внимание. Быть может, это я заблуждаюсь, а не автор, но Карин ставит знак равно между терминами "викинг" и "скандинавы", в то время, как викингами могли быть не обязательно скандинавы.

Точку зрения писательницы подтверждает фраза автора:

"Признаком того, что человек ведёт своё происхождение от викингов, считается принадлежность к двум галогруппам..."

С тем же успехом она могла бы сказать, что человек ведёт своё происхождение от мафии.

Далее пишет, продолжая приведённую выше фразу:

"Одна из них I1а. Вторая - R1а, к ней принадлежал мой дедушка по отцу Эрик, о чём я знаю благодаря ДНК-тесту, проверенному дядей Андерсеном. Неужели мои предки - викинги... Тогда и я вроде как викинг?"

Это всё-равно, что, если бы имела итальянские корни, написала бы, что она - мафиози. Просто потому, что именно итальянская мафия одна из самых знаменитых в мире.

Так же, если я всё верно поняла, К. Бойс не нравится оформление генеалогии в виде древа, но я не очень поняла, почему.

Не смотря на то, что я указала на несколько слабых мест книги, она невероятно занимательна и хороша. Читая её, я исписала 14 страниц в читательском дневнике. И там не только моё мнение, но и внушительный список занимательнейших фактов. Например, таких:

"До того, как нашли "тирольскую ледяную мумию" Этци в 1991 г., считалось, что акупунктура - чисто китайская традиция. Но у Этци татуировки нанесены там, куда сегодня вводят иглы специалисты по иглоукалыванию. Вероятно, татуировки были способом справиться с болью. Значит, техники, схожие с акупунктурой, существовали в Европе 5300 лет назад".

Вот ещё:

Самые старые иглы швейные с ушком обнаружены в Костенках (Россия) и ещё на двух стоянках в России. Мезмайской пещере в северной части Кавказских гор и на Алтае в Южной Сибири. Этим иглам 35 000 - 40 000 лет.

Встречаются и интересные цитаты. К примеру, такая:

"Моё биологическое наследство разностороннее. Плохое идёт в комплекте с хорошим. Хорошее - в комплекте с плохим. Так всегда в генетике".

Ещё один повод думать хорошо о книге, это то, что знаменитый антрополог и популизатор науки Станислав Дробышевский, которого я глубоко уважаю, я явным одобрением относится к ней. Его слова присутствуют на задней стороне обложки. К слову, если вы читали его книгу "Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей", то вам совершенно точно понравится и эта книга. И наоборот. Если вы получили удовольствие от "Моей доисторической семьи", то понравится и "Байки из грота".

Из художественных книг могу порекомендовать "Листы каменной книги" А. Линевского и "Борьба за огонь" Жозефа Рони-старшего.

inkunabel

я человек очень темный в естественных науках, но вроде не совсем безнадежный. много лет уже пытаюсь читать хотя бы науч-поп на тему эволюции, генетики, нейробиологии. не буду врать, дается тяжело, на каждой странице хочется лезть хотя бы в Википедию, а лучше куда поглубже.

с этой книгой тоже было обидно, что я в деревне, и связь у меня тут весьма пятнистая: тут вижу, тут уже не вижу, все обрывается. а очень хотелось смотреть картинки описываемых мест. а самых разных мест описано очень много! представьте: Карин Бойс решает раскопать свою родословную, да так глубоко копает, аж в Африку, откуда 55 тысяч лет назад человек современного типа пошел по древней земле. при помощи нескольких ДНК-анализов из разных лабораторий она постепенно восстанавливает путь своих предков по линии отца и матери по Европе, Ближнему Востоку, Сибири и пр. прежде чем они оказались в родной ей Швеции. невероятно впечатляет легкость и быстрота, с которой Карин идет по этому следу. действительно, настоящий генетический детектив.

в общем, хоть мне и не хватает знаний, я все-таки надеюсь хоть как-то заполнить свои пробелы, хоть в шахматном порядке. детям вот за завтраком рассказывала о первых собаках (самому древнему захоронению «домашней» собаки вместе с хозяевами аж 14,5 тысяч лет), о кабачках (в Южной и Центральной Америке несколько сортов возделывались 10 тысяч лет назад), о всякой наскальной живописи, о праматери человечества, жившей 200 тысяч лет назад в Африке («митохондриальная Ева»!)

хочу купить эту книжку в бумаге и все еще раз перечитать и посмотреть в интернете. очень интересно и несмотря на тему не слишком мудрёно. почитайте!

Orchidaceae

В последнее время ведущие генетики мира шагнули далеко вглубь веков, столетий и тысячелетий в изучении человека. Журналистка Карин Бойс была лично знакома с Сванте Пабло, Кари Стендарсон, что позволило так интересно и глубоко погрузить читателя в мир происхождения человека современной анатомии. Что значит митохондральная Ева и Y – хромосомный Адам, где появился первый современный человек, пути расселения Homo sapiens , что случилось с неандертальцем, и когда закончился последний ледниковый период? Как человек приручил собаку и лошадь, был ли переход от охотников к земледельцам или они существовали вместе? На все эти вопросы отвечают исследования генетиков. И наверно самый интересный экскурс это палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки Воронежской области и ямная культура, которая занимала территорию современной России. Каким образом Костенковский человек повлиял на развитие Европы, а жители ямной культуры на индоевропейские языки - научно – популярно изложено в книге. Так что, если вы привыкли изучать свое генеалогическое дерево до седьмого колена, Карин Бойс поможет это сделать на 200 000 лет назад. «Мы думаем о своей маме, бабушке, прабабушке, а потом представляем себе ещё тысячу поколений дочерей и матерей. Я, например, представила себе людей ледникового периода, которые играли на первой в мире флейте, создавали в пещерах наскальные рисунки, они придумали швейную иглу и приручили собаку. И решила своими глазами увидеть места в которых жили мои далёкие предки»

exlibriscrete

Захватывающий отчет о событиях, произошедших с людьми за последние 54 000 лет. Карин Бойс проделала огромную работу по сбору, исследованию и анализу фактов, мнений и теорий. Нам понравились личные штрихи и юмор автора, она аргументированно выражает свою позицию и объясняет, почему в некоторых вопросах не согласна с исследователями. Книга содержит много интересной информации об анализе ДНК в археологии и рассматривает все важные этапы в истории человечества с точки зрения генологии. Понимание человеческого прошлого - ключ к осознанному будущему.

Книга Карина Бойс «Моя доисторическая семья. Генетический детектив» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
11 октября 2022